Архив новостей:
О погоде:

Летопись Башкирского филиала Дорпрофжел

В Уфимской губернии Российской империи железнодорожники одни из первых заявили о готовности бороться за свои трудовые права, выступили организаторами первых стачек и забастовок, требуя увеличения заработной платы, сокращения рабочего дня и ограничения сверхурочных работ, улучшения медицинской помощи и т.д.

В начале 1905 г. в мастерских, в депо были созданы первые в губернии выборные органы рабочих. В числе требований, которые выдвигали в это время железнодорожники, и обязательное участие выборных в установлении расценок на сдельные работы, рассмотрении правомерности увольнений, наложения взысканий и т.д.

«Заработки машинистов и их помощников все уменьшаются. В настоящее время мы доведены до того, что невозможным становится самое скромное существование. Мы не только не можем чем-нибудь обеспечить свою старость, но даже уделить что-то на образование своих детей, что, как и все отцы, считаем своей обязанностью. Наш труд постоянно увеличивается, нередко мы не уходим с паровоза по двое и более суток, а плата не растет, а наоборот уменьшается по причине простоев на станциях, мы теряем свой отдых и верстовой заработок, перерасходуем топливо. Мы не получаем квартирных, обмундирования или денег на его приобретение…».

Письмо это, адресованное начальнику III Уфимского участка тяги, подписали 12 февраля 1905 г. по поручению коллектива Кондрашов, Бондовский, Зеленский.

Вот еще одно красноречивое обращение:

«Мы, рабочие депо Уфа, подавая несколько раз петиции о своих нуждах и не получая никакого удовлетворения, решили прибегнуть к забастовке. Прекращая работу, мы требуем:

- 8-часового рабочего дня.

- установления отдыха перед праздничными днями.

- повышения заработной платы на 75 копеек, получающим менее 1 рубля, и 50 копеек, получающим от 1 рубля.

- выдача поденной платы за все время забастовки.

- прием учеников на 35 копеек.

- увольнения бригадира Коржъева или обязать его обращаться с рабочими справедливо и вежливо.

- поступления и увольнения рабочих по усмотрению выборных от рабочих совместно с администрацией.

- передачи в распоряжение рабочих библиотеки.

- устройства третейского суда.

- ответственности железной дороги за увечье или смерть рабочих, полученные во время работы.

- полного поденного содержания во время болезни.

- месячный отпуск с сохранением содержания прослужившим год.

- выдачи проездных билетов по всем дорогам для рабочих и их семейств.

- вежливого обращение администрации с рабочими.

- неприкосновенности забастовавших рабочих.

- ходатайства перед губернатором об освобождении арестованных рабочих.

Выставляя эти требования, мы решили не выходить на работу, до тех пор, пока все наши требования не будут удовлетворены».

5 июля 1905 г. начальник Самаро-Златоустовской дороги А.В. Свинцов срочной телеграммой уведомил министра: «Мастеровые и рабочие Уфимских железнодорожных мастерских и депо прекратили работы, заявив, что не преступят к работе до выполнения их требований о всеобщем увеличении подённого оклада. Ввиду тревожного состояния полагал бы ходатайствовать о разрешении увеличить подённое жалование чернорабочим на пять копеек, мастеровым – на 10 копеек, ученикам, проработавшим более двух лет – так же на 10 копеек. Ввиду массы работы на линии, забастовка была бы крайне нежелательна».

Между тем забастовка переросла в общегородскую. К железнодорожникам присоединились рабочие меднолитейных мастерских, завода Гутмана, чаеразвесочного товарищества «Караван», ряда лесопилок и других предприятий Уфы, а 8 июля её поддержали 400 рабочих Златоустовского железнодорожного депо. В ходе переговоров выборных с прибывшим в Уфу представителем руководства Самаро-Златоустовской железной дороги, было достигнуто соглашение о частичной прибавке подённой заработной платы с 10 до 12 копеек и освобождении арестованных. 11 июля железнодорожники прекратили стачку и преступили к работе.

После того как в апреле 1905 г. был создан создании Всероссийский железнодорожный союз (ВСЖ), его отделения были организованы в Уфе, на крупных и мелких железнодорожных станциях. А в октябре железнодорожники Уфы активно включились во всероссийскую политическую стачку. 7 октября была прекращена работа в железнодорожных мастерских, депо, на станции Уфа. А 13 октября в Уфу из Самары прибыл специальный поезд с делегацией стачечного комитета Самаро-Златоустовской железной дороги. Утром 14 октября в сборочном цехе железнодорожных мастерских под председательством И.С. Якутова состоялся двухтысячный митинг рабочих. Участники митинга вызвали губернатора и предъявили ему требования по введению 8-часового рабочего дня, созыву Учредительного собрания, предоставлению права на объединение в профессиональные союзы. 12 октября к стачке подключились железнодорожники станции Златоуст, а вслед за ними рабочие Златоустовского завода.

Стачки повсеместно ускорили образование профсоюзов. В Уфимских железнодорожных мастерских во время ноябрьских выступлений железнодорожников был создан стачечный комитет. В него вошли слесари Д.Д. Асеев, П.А. Вавилов, П.П. Нечаев, И.С. Якутов, литейщики А. И. Кухницкий, Ю.Я. Речек, кузнецы М.Б. Торопов, Г.Ф. Шинов, токари В.И. Хусаитов, В.К. Токарев, Ф.С. Брынских, медник Н.В. Леопольдов и другие. 16 ноября рабочие мастерских по предложению стачкома явочным порядком ввели 8-часовой рабочий день.

Наряду со стачечным комитетом в мастерских была избрана комиссия труда, выполнявшая функции профессионального союза. 20 ноября стачком и комиссия труда созвали объединённое собрание рабочих железнодорожных мастерских, на котором были выработаны требования руководству Самаро-Златоустовской железной дороги. Такой же профессиональный орган – выборная комиссия от мастеровых и рабочих в составе 13 человек, был создан и Уфимском депо. 30 ноября рабочие депо потребовали от начальника Самаро-Златоустовской железной дороги введения 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты, а также принятия мер к тому, чтобы «начальник депо считался с выборной комиссией от мастеровых и рабочих».

5 декабря 1905 г. ВСЖ обратился ко всем железнодорожникам страны с призывом поддержать всеобщую забастовку. В Уфимских железнодорожных мастерских забастовку возглавил стачечный комитет. 7 декабря в 3 часа дня по сигналу гудка рабочие прекратили работу и направились на митинг. К ним присоединились рабочие завода Гутмана, учащиеся мужской гимназии, служащие учреждений. В ходе забастовки на базе стачечкма железнодорожных мастерских был образован Уфимский Совет рабочих депутатов в составе 35 человек, возглавивший подготовку к вооружённому восстанию. Вопрос о восстании обсуждался 9 декабря на многолюдном митинге в железнодорожных мастерских. Дружинники арестовали коменданта станции Уфа, казачьего сотника и жандармского ротмистра. Против рабочих были направлены казаки, а затем и солдаты. Власти объявили о закрытии железнодорожных мастерских и увольнении всех рабочих.

В конце декабря 1905 в губернии было введено положение чрезвычайной и усиленной охраны. Организации профсоюзов на железной дороге оказались под запретом. Сохранился зарегистрированный январем 1906 г. «Список лиц, принимавших активное участие в событиях последнего времени, присутствие коих на станции Уфа нежелательно». В списке – врачи и машинисты, рабочие и представители администрации. Были уволены слесари И.Г. Парамонов, М.Г. Васильев, И.Д. Оськин, С.Л. Лизунов, М.А. Тепляков, начальник третьего участка тяги Н.Г. Григоров и другие. Безоговорочное «уволить и арестовать» стояло против фамилий членов профсоюзных и стачечных комитетов – председателя комитета телеграфистов П.И. Никитина, секретаря комитета В.В. Спиридонова и других.

После победы февральской революции 1917 г. профсоюзы стали возникать повсеместно. 20 марта был создан комитет в уфимских железнодорожных мастерских, 21 марта – в депо. А 29 марта в помещении железнодорожного училища состоялись выборы Уфимского районного железнодорожного комитета Самаро-Златоустовской железной дороги. Он объединил фабрично-заводские комитеты Уфимских железнодорожных мастерских, депо, станции, службы пути, других подразделений дороги. Своей деятельностью комитет охватил участок от станции Тукран до станции Улу-Теляк. Председателем президиума комитета был избран эсер Ф. Михин, заместителем – большевик С.Г. Галкин. 6 апреля районный комитет создал примирительную комиссию для разрешения конфликтов в сфере социально-трудовых отношений на железнодорожных предприятиях, выделил своих представителей в согласительную комиссию.



К маю 1919 г.
на всех железных дорогах страны были сформированы участковые профсоюзные комитеты (учкпрофсожи), а в депо и на станциях – местные комитеты. В этот период на Самаро-Златоустовской железной дороге появился и Уфимский учкпрофсож. В июне 1920 г. на основании постановления Цекпрофсожа учкпрофсожи были переданы в ведение созданных Дорожных комитетов профсоюза (Дорпрофсожей).

Профсоюзы стали решающим звеном работы по восстановлению транспорта, разрушенного интервенцией и гражданской войной. Один из первых субботников в Уфе состоялся в июле 1919 г. Его участники работали на восстановлении железнодорожного моста через реку Белая.

Для оказания помощи голодающему населению центральных губерний члены профсоюзы организовали сбор денежных средств. 1 августа 1919 г. собрание служащих, мастеровых и рабочих депо Уфа приняло решение об отчислении однодневного заработка на закупку муки в пользу семей голодающих.

При их активном участии профкомов на предприятиях создавались кружки изобретателей. В Уфимских железнодорожных мастерских первый такой кружок был организован в сентябре 1927 г.

Секция инженеров и техников при Уфимском участковом комитете профсоюза активно занималась проблемами рационализации производства. Её члены вели занятия на технических курсах, организованных в мастерских, депо, на путейском участке, читали лекции на научно-технические темы.

Важнейшей сферой профсоюзной работы стала организация производственных соревнований. Первый в Башкирии договор о соревновании предприятий был заключен в мае 1929 г. между коллективами Белорецкого металлургического завода и Уфимских железнодорожных мастерских. К октябрю 1980 г. только на Уфимском паровозоремонтном заводе насчитывалось более 170 ударных бригад, участвовавших в соревновании.

Осенью 1946 г. на железных дорогах СССР были организованы 274 отделения. На дороге им. Куйбышева, наряду с другими, было организовано Башкирское отделение, а вскоре в нем был избран районный комитет профсоюза – райпрофсож.

В 1950-е гг профсоюз выступил за создание безопасных и высоко производительных условий труда, внедрение новой техники, заменяющей тяжелый ручной труд. В результате появилась новая форма соревнования – за присвоение звания «Предприятие высокой культуры производства».

В 1962 г. Башкирский райпрофсож выступил организатором отделенческих соревнований по профессиям. Эта форма соревнований существует и сегодня.

В 2005 г., в соответствии с новыми требованиями Устава РОСПРОФЖЕЛ и Постановлением пленума Дорожного комитета профсоюза № 7.2 от 19.05.2005. райпрофсожи были переименованы в Территориальные комитеты профсоюза на отделениях дороги.

В октябре 2010 г. во исполнение Постановления IX Пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ «О территориальных организациях РОСПРОФЖЕЛ» и Постановления президиума комитета Дорпрофжел № 56.6 от 27.10.2010 г. территориальные организации РОСПРОФЖЕЛ, действующие в бывших отделениях дороги, были присоединены к Дорпрофжел.

В ноябре 2010 г. Постановлением XII Пленума комитета Дорпрофжел на Куйбышевской дороге № 12.04 были образованы региональные филиалы Дорпрофжел – Пензенский, Самарский, Башкирский и Волго-Камский. Их функции – представлять и защищать интересы Дорпрофжел как юридического лица в регионах магистрали.

16 июня 2011 г.II Пленум комитета Дорпрофжел на Куйбышевской дороге избрал заместителей председателя Дорпрофжел – руководителей филиалов. Постановлением № 02.02 руководство Башкирским филиалом возложено на Исаева Юрия Борисовича. В декабре 2015 г. Пленум комитета Дорпрофжел, избранного на XXXII отчетно-выборной конференции, продлил его полномочия.

Руководители Башкирского филиала / председатели районного
(территориального) комитета профсоюза Башкирского отделения дороги:

Исаев Юрий Борисович

2010 – 2011

Хусаинов Халит Минигалиевич

1993 – 2010

Нуриев Рафаэль Хабриевич

1983 – 1993

Ходковский Анатолий Павлович

1962 – 1982

Меднов

1944 – 1948

Холодков Д.Д.

1933

Бакаев Владимир Михайлович

1932

О нас >>

История >>

Заместитель председателя Дорпрофжел - руководитель филиала
Исаев
Исаев
Юрий Борисович

Родился 25 ноября 1960 года в г. Уфе республики Башкортостан. В 1977 г. Окончил техническое училище № 65 г. Уфы (1977), Башкирский государственный университет по специальности "Правоведение" (1989), Московскую академию труда и социальных отношений по специальности "Менеджмент в сфере социальных отношений" (1997).

Трудился токарем на заводе им. Кирова, затем в вагонном депо Дёма. В 1980-82 гг. проходил срочную военную службу, в том числе на российско-афганской границе. В 1982-90 гг. - слесарь в вагонном депо и локомотивном дёпо Дема, в 1990-94 гг. - помощник начальника вагонного депо по кадрам. В ноябре 1994 г. избран освобожденным председателем ППО вагонного депо Дёма.

28 октября 2010 г. избран председателем Территориальной организации РОСПРОФЖЕЛ на Башкирском отделении КбшЖД. В июне 2011 г. постановлением комитета Дорпрофжел на КбшЖД избран заместителем председателя Дорпрофжел. Распоряжением председателя Дорпрофжел назначен руководителем Башкирского филиала Дорпрофжел.

Награжден медалью ДРА "От благодарного афганского народа" (1988), Почетной грамотой и нагрудным знаком Президиума Верховного Совета СССР "Воину- интернационалисту" (1988), юбилейной медалью "70 лет Вооруженных сил СССР" (1989), знаком РОСПРОФЖЕЛ "За активную работу в профсоюзе" (2015), медалью ФНПР "100 лет профсоюзам России" (2015).