Архив новостей:
О погоде:

Летопись Самарского филиала Дорпрофжел

   Первые профессиональные общественные организации железнодорожников на Самарском и Сызранском железнодорожных участках появились на заре XX века на волне общероссийского забастовочного движения.

   10 января 1905 г. в Самару пришли известия о невиданной, сто сорокатысячной манифестации в Петербурге и ее расстреле. Солидарность с питерцами и протест против кровавой расправы охватили и либералов, и революционеров. По выражению «Самарского курьера», после Самара зажила «чисто вулканической жизнью».

   13 января около 50 строителей железнодорожного моста, подучив отказ на просьбу о прибавке поденной платы, бросили работу и двинулись по полотну железной дороги к вокзалу, присоединяя к себе других рабочих. К депо подошло около 200 человек. На ликвидацию конфликта был послан наряд железнодорожной полиции, при приближении которого рабочие разбежались. Главных «зачинщиков», Баркова и Тындина, позднее арестовали.

   18 января началась забастовка в Самарских железнодорожных мастерских. По распоряжению начальника дороги некоторые требования работников были удовлетворены: увеличена подённая плата чернорабочим, администрации было запрещено употреблять грубые обращения к мастеровым и рабочим и т.д.

   К весне 1905 г. многочисленные стачки, почти все исключительно экономические, стали обыденным явлением жизни в Самаре. Особенно значимым было движение железнодорожных рабочих и служащих, начавшееся в феврале и продолжавшееся несколько месяцев.

   17 февраля избранные представители железнодорожников составили обширную (49 пунктов) петицию, учитывающую интересы рабочих и служащих, машинистов и сторожей, кадровых железнодорожников и мальчиков. Во время многочисленных собраний выделились те, кто в скором времени возглавит железнодорожный стачечный комитет – эсеры юрисконсульт К.Г. Гладков, инженер А.Д. Осеев. Совет управления железной дороги удовлетворил лишь некоторые второстепенные требования забастовщиков. Тем не менее, единение, достигнутое железнодорожниками, превратило их в скором времени в крупную политическую силу.

   После создания в апреле 1905 г. Всероссийского железнодорожного союза (ВЖС) на крупных узлах, станциях, депо, мастерских стали формироваться профессиональные объединения. В Самаре организаторами союза мастеровых и рабочих железнодорожного транспорта стали слесари железнодорожных мастерских Александр Буянов и братья Василий и Александр Кузнецовы.

   2 мая 1905 г. в Самаре вспыхнула очередная волна забастовок. В них приняли участие и железнодорожники. 3 мая помощник начальника Самаро-Златоустовской дороги Возвиженский докладывал:

   »Мастеровые Самарских мастерских обратились с заявлением о 8-часовом рабочем дне и увеличении заработка. На следующий день … в 11 утра мастеровые работы оставили… Объяснения по поводу того, что решать поставленные требования может только начальник дороги, а он находится в командировке, приняты не были. Мастеровые заявили, что по возвращении начальника дороги в Самару, к нему явятся их выборные».

   5 мая выборные предъявили начальнику дороги А.В. Свинцову свои требования, дополнив их положением об «установлении ежегодных двух недельных отпусков с сохранением содержания, отмене штрафов». Руководство согласилось только на отмену штрафов и небольшое повышение зарплаты самым низкооплачиваемым работникам. Противостояние продолжалось до тех пор, пока начальник дороги не согласился на увеличение подённого жалования.

   6 октября 1905 г. Центральное бюро ВЖС приняло решение о начале всеобщей стачки железнодорожников. 11 октября прекратили работу телеграфисты Самаро-Златоустовской дороги, а вслед за ними и все железнодорожные служащие. 12 октября забастовали рабочие железнодорожных мастерских и депо – движение стало. На самарском вокзале произошли столкновения с вызванными для охраны порядка казаками. В этот же день за Волгой состоялся многолюдный митинг. По описанию «Самарскогого курьера», на нем присутствовало несколько тысяч человек, в большинстве – рабочие и железнодорожники.

   Самарские железнодорожники поддержали все требования Центрального бюро ВЖС (Учредительное собрание, демократические свободы и т.д.) и присовокупили к ним собственные – экономические (прибавка жалованья, выдача обмундирования, устройство больничного фонда), так что петиция вышла объемная, на 37 листах.

   14 октября, на другой день после избрания в Самаре общегородского стачечного комитета, в котором преобладали социал-демократы, был сформирован железнодорожный стачечный комитет (20-25 человек), главную роль в котором играли эсеры. Железнодорожники обращались к начальству только через комитет, в свою очередь, административные распоряжения исполнялись только после одобрения комитета. Для распространения своих постановлений стачком располагал телеграфом и «пролетарским поездом». По примеру Самары, с помощью «пролетарского поезда», стачкомы в считанные дни возникли на станциях Абдулино, Кинель, Кротовка, Похвистнево.

   После социалистической революции 1917 г. железнодорожные профсоюзы помогали организовывать помощь беженцам и раненым, голодающим промышленным центрам, сбор вещей для Красной Армии.

   К маю 1919 г. на всех железных дорогах страны были сформированы участковые профсоюзные комитеты (учкпрофсожи), а в депо и на станциях – местные комитеты. В этот период на Самаро-Златоустовской железной дороге появился и Самарский учкпрофсож. В июне 1920 г. на основании постановления Цекпрофсожа учкпрофсожи были переданы в ведение созданных Дорожных комитетов профсоюза (Дорпрофсожей).

   Осенью 1946 г. на железных дорогах СССР были организованы 274 отделения. На дороге им. Куйбышева, наряду с другими, были организованы Куйбышевское (с 1991 г. – Самарское) и Сызранское отделения. 15 февраля 1947 г. президиум Дорпрофсожа постановил избрать в этих отделениях районные комитеты профсоюза – райпрофсожи.

   В 1960 г. Сызранское отделение вошло в состав Куйбышевского на правах подотдела. В 1970 г. Сызрань стала центром Волжского отделения, а с октября 1997 г. – Волжского филиала дороги, который в 1999 г. вошел в состав Самарского отделения.

   В 2005 г., в соответствии с новыми требованиями Устава РОСПРОФЖЕЛ и Постановлением пленума Дорожного комитета профсоюза № 7.2 от 19.05.2005. райпрофсожи были переименованы в Территориальные комитеты профсоюза на отделениях дороги.

   В октябре 2010 г. во исполнение Постановления IX Пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ «О территориальных организациях РОСПРОФЖЕЛ» и Постановления президиума комитета Дорпрофжел № 56.6 от 27.10.2010 г. территориальные организации РОСПРОФЖЕЛ, действующие в бывших отделениях дороги, были присоединены к Дорпрофжел.

   В ноябре 2010 г. Постановлением XII Пленума комитета Дорпрофжел на Куйбышевской дороге № 12.04 были образованы региональные филиалы Дорпрофжел – Пензенский, Самарский, Башкирский и Волго-Камский. Их функции – представлять и защищать интересы Дорпрофжел как юридического лица в регионах магистрали.

Руководители Самарского филиала Дорпрофжел

Буланов Алексей Викторович

2017 – нв

Будяшкин Александр Николаевич

2013 – 2017

Орешков Олег Викторович

2010 – 2012

Председатели районных (территориальных) комитетов профсоюза
в отделениях дороги:

Самара (Куйбышев)

Орешков Олег Викторович

2009 – 2010

Бабынькин Вианор Петрович

1994 – 2009

Захаров Владимир Васильевич

1986 – 1994

Ищенко Михаил Федорович

1975 – 1986

Осьминин Трофим Иванович

1963 – 1975

Кулемин Иван Романович

1961 – 1963

Попов Николай Яковлевич

1954 – 1961

Жигулин Трофим Сергеевич

1947 – 1954

Покровский Алексей Сергеевич

1946 – 1947

Мишин

1944 -1946

Абрамов

1919 – 1920

Сызрань

Торшин Виктор Иванович

1994 – 1999

Горлов Юрий Георгиевич

1984 – 1994

Макаров Борис Васильевич

1970 – 1984

Молчанов

1944 – 1950

Абдулино

Антонов

1946

Жигулин

1944 – 1945

История Самарского филиала >>

Заместитель председателя Дорпрофжел – руководитель Самарского филиала
Bacherikov
Старостин
Сергей Михайлович

Родился 01.08.1966 г. в городе Бугуруслан Оренбургской области. Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков (1987), Самарский госуниверситет путей сообщения (2009, заочно).

В 1987-2004 гг. – на службе в Вооруженных силах.

В 2004-2006 гг. - бригадир пункта подготовки вагонов вагонного депо Сызрань-1, мастер ПТО Центрального парка станции Сызрань, начальник цеха на заводе по ремонту подвижного состава Куйбышевской железной дороги.

В 2007-2010 гг. – председатель профсоюзной организации Куйбышевской дирекции по ремонту грузовых вагонов. В 2011 г. был избран заместителем председателя профсоюзной организации вагонных ремонтных компаний. С 2014 г. – специалист аппарата Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге.

С июля 2016 г. по апрель 2019 г. - заместитель директора Куйбышевского филиала НПФ «Благосостояние».

16 мая 2019 г. на Пленуме комитета Дорпрофжел избран заместителем председателя Дорпрофжел. Решением председателя Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге назначен руководителем Самарского филиала Дорпрофжел.