счетчик посещений

     
Архив новостей:
О погоде:

Обзор ЦК РОСПРОФЖЕЛ: «Об основных итогах работы Профсоюза за 2009 год и задачах на 2010 год»

18.12.2009

   Для работников железнодорожного транспорта, как и для большинства россиян 2009 год был тяжелым из-за падения объемов работы. По расчетам компании «лишними» оказались почти 180 тыс. человек персонала (за 11 месяцев погрузка снизилась к аналогичному периоду 2008 года на 16,9 %, пассажирооборот почти на 12 %, в метрополитенах отправление пассажиров уменьшилось от 6 % до 20 %).
Существенно снизились инвестиции, строительно-монтажные работы. Непростая ситуация была и остается в дочерних обществах ОАО «РЖД». Во всех предприятиях, организациях, структурных подразделениях с участием профсоюзных органов были разработаны антикризисные меры. Профсоюз сосредоточил работу на решении трех главных вопросов – не допустить массовых увольнений по сокращению работников, добиваться их занятости;
- сохранить действующие меры социально-экономической защиты, предусмотренные в коллективном договоре и отраслевом соглашении;
- обеспечить контроль за соблюдением работодателями трудового кодекса и других локальных нормативных актов.
В течении этого года мы провели два Пленума, на которых обсуждали ситуацию и принимали решения по действиям профсоюза. Была создана и работает специальная рабочая группа по мониторингу положения на предприятиях структурных подразделений с целью принятия оперативных мер по устранению нарушений или оказанию помощи членам профсоюза. Организована прямая линия (поступило 240 вопросов), открыт интернет – портал на сайте Роспрофжел в рубрике вопросы – ответы рассмотрено 2500 вопросов и предложений.
В течение 2009 года в среднем более 500 тыс. железнодорожников работали в условиях неполного рабочего времени, каждый работник Компании ежемесячно недорабатывал более 12 часов. Конечно это не популярные меры, но в результате удалось сохранить работу для 60 тысяч железнодорожников.
Не смотря на спад объемов перевозок, Коллективный договор в ОАО «РЖД» в основном выполняется, стоимость социального пакета работников и ветеранов не снизилась, индексировались тарифные ставки и должностные оклады, соблюдались сроки выплаты заработная плата. За год индексация проведена на 10,1 %.
По инициативе руководства ОАО «РЖД» комиссия от профсоюза дала соглашение на временную приостановку индексации заработной платы за 3-й квартал 2009 г., «замораживание» на 2009 год уровня МРОТ в размере 2300 руб. для расчета ряда социальных выплат (сохранив такой мерой работу еще для 60 тыс. железнодорожников). При этом у профсоюза и руководства компании была договоренность, что при росте объемов перевозок работникам будет восстановлен уровень заработной платы, сниженный в результате применения антикризисных мероприятий. В результате ограничения приема и естественного оттока кадров численность за год снижена на 56 тысяч человек.
За 11 месяцев 2009 года среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД» с учетом неполного рабочего времени составила 23 680 рублей, с ростом к соответствующему периоду 2008 года на 9 %. При этом реальная заработная плата снизилась на 2,7 % (по Российской Федерации за 10 месяцев 2009 года среднемесячная заработная плата выросла к аналогичному периоду прошлого года на 8,6%, реальная заработная плата снизилась на 3,6 %). Минимальный размер оплаты труда был выше, чем установлен в РФ и в регионах. Самое большое снижение реальной заработной платы в Центральной дирекции по ремонту пути (- 12,6%), Росжелдорснабе (- 9,5 %), Дирекции железнодорожных вокзалов (- 6,5 %), ФПД (- 4,5 %).
Во второй половине 2009 года, когда ОАО «РЖД» постепенно стало выходить на рентабельную работу, Профсоюз поставил вопрос о постепенном выходе на полную занятость, начиная с дорог и структурных подразделений, где произошел рост объемов. Компания уже в 4-м квартале 2009 г. выделила дополнительные средства (свыше 4 млрд. руб.) для снижения режимов неполной занятости работников филиалов. Восемь железных дорог уже перешли на режим полного рабочего времени. Это – Дальневосточная, Забайкальская, Восточно-Сибирская, Красноярская, Южно-Уральская, Октябрьская, Московская и Западно-Сибирская ж.д. До конца года планируют перейти на полный режим Горьковская, Свердловская ж.д. В 1 квартале все филиалы должны работать нормально.
По дочерним обществам в связи со снижением объемов работы социально-экономическая ситуация сложная и неоднородная. Многие организации внесли изменения в коллективные договоры, направленные на снижение расходов на социальные гарантии. Это, в первую очередь, связано с уменьшением объемов работ и корпоративных заказов со стороны ОАО «РЖД».
Так, в ОАО «РЖДстрой» объемы работы упали на 35 %, в ОАО «Рефсервис» – на 45 % в ОАО «ТрансВудСервис» – на 67 % и т.д. В таких условиях дочерние компании, даже с учетом проводимых антикризисных мероприятий, работают с убытком и не могут в полной мере выполнять взятые на себя обязательства.
В этой связи Профсоюз поддерживает интересы работников, в том числе лоббируя загрузку мощностей предприятий и организаций, где трудятся члены РОСПРОФЖЕЛ. В ноябре 2009 г. ЦК РОСПРОФЖЕЛ обратился к руководителям железных дорог с предложением при прочих равных условиях отдавать предпочтение размещению заказов на строительные работы в ОАО «РЖДстрой». По вопросу сохранения персонала и загрузке мощностей ОАО «Рефсервис» были проведены совещания в Минтрансе РФ и ОАО «РЖД». Не смотря на ликвидацию «Рефсервис» – филиала ОАО «РЖД» был сохранен ремонтный персонал. Так, на базе ликвидированных рефрижераторных вагонных депо «Лиски» «Уссурийск» созданы вагонные депо» в составе ЦДРВ, в состав Московской ж.д. вошло вагонное депо «Подмосковная».
С большим трудом удалось вернуть пенсионеров бывших ОРСОВ на пенсионный учет в ЖТК для получения льгот и гарантий, предусмотренных в договоре этой организации.
Несмотря на кризис, продолжалась реформа на железнодорожном транспорте. Создавались дочерние организации, филиалы, дирекции. Во всех созданных дочерних обществах заключены коллективные договора, соответствующие коллективному договору ОАО «РЖД».
В филиалах ЦФТО и ЦД подписаны Соглашения с профсоюзом о предоставлении в 2009-2010 годах работникам структурных подразделений льгот и гарантий, которые они имели, находясь в штате железных дорог.
На полгода было заключено Соглашение профсоюза с ОАО «Желдорреммаш», соответствующее коллективному договору ОАО «РЖД», что позволило заводам оперативно принять коллективный договор на местах.
Центральный комитет профсоюза направил письма в адрес руководства дочерних обществ с предложением о рассмотрения возможности применения дополнительной мотивации труда за продолжительный и эффективный труд, аналогичный применяемому в ОАО «РЖД» Положению за преданность компании. В настоящее время такое положение разработано и подписано только в дочернем обществе ОАО «Желдорреммаш». Выплаты начнутся в 2010 году. Задача – в 2010 году добиться принятия положений в тех дочерних обществах, которые вышли на безубыточную работу.
Благодаря слаженной работе профсоюза и администрации сохранялись в полном объеме в 2009 году льготы и гарантии работников Мосметрополитена в соответствии с городским трехсторонним соглашением и коллективным договором. Об устойчивой работе Мосметрополитена свидетельствует и ввод в эксплуатацию 26 декабря 2009 года новых станций метрополитена «Волоколамская» и «Митино». Устойчиво работает Санкт-Петербургский Метрополитен. На достойном уровне решаются социальные вопросы в подразделениях Ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Полностью выполняется Коллективный договор, вовремя выплачивается заработная плата, постоянно улучшаются бытовые условия работников. На таком же уровне решаются социальные вопросы в структурных подразделениях Центральной станции связи ОАО «РЖД» и многих других филиалах Компании, организациях и предприятиях.
В 2009 году завершилось формирование университетских комплексов на базе девяти отраслевых Вузов, куда вошли железнодорожные колледжи и техникумы в качестве филиалов. Введена новая система оплаты труда в учебных заведениях железнодорожного транспорта, в соответствии с которой сам ВУЗ определяет размер заработной платы сотрудников. В результате средний размер заработной платы увеличился примерно на 10 %. Сохранен уровень заработной платы в НУЗ и НОЗ.
В ноябре 2009 года подписано Соглашение о продлении действия Отраслевого соглашения по транспортному строительству 2007-2009 годов на период 2010-2011 годов.
Впервые подписано Соглашение с Ассоциацией аутсорсинговых предприятий на транспорте «Даль-Экспресс» на 2010-2012 годы. В котором предусмотрен единый минимальный уровень социальных гарантий работникам в сфере оплаты, нормирования и охраны труда и другие вопросы.
14 декабря 2009 года подписано Отраслевое соглашение по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2010-2012 годы. Сохранены все гарантии работникам.
Стремление отдельных руководителей в условиях снижения объемов работы сократить расходы на персонал привело к росту нарушений положений Трудового кодекса РФ. Правовой инспекцией профсоюза, первичными профсоюзными организациями за 11 месяцев текущего года было сделано более 3800 проверок (с ростом на 20 %), в ходе которых выявлено около 23,5 тыс. нарушений норм трудового кодекса и локальных нормативных актов (с ростом на 21%), возвращено работникам незаконно удержанных выплат на сумму 143 млн. руб. Получили распространение такие нарушение в сфере оплаты труда как невыплата премии из-за лимита ФОТ, неоплата сверхурочных часов работы, необоснованное установление и неоплата регламентированных перерывов для отдыха и приема пищи работникам, которым по условиям производства предоставление таких перерывов невозможно и др.
В соответствии с Трудовым кодексом основная роль в осуществлении профсоюзного контроля принадлежит первичной профсоюзной организации, которой предоставлено право на мотивированное мнение по проектам локальных нормативных актов. Т.е. осуществлять предварительный контроль при установлении новых (изменении существующих) условий труда. И здесь на профкомах лежит большая ответственность.
Действующим законодательством предусмотрено 27 случаев, когда работодатель обязан провести процедуру учета мнения. Однако, как показал анализ контрольной проверки в рамках подготовке вопроса «О мерах по усилению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и локальных нормативных актов» к ноябрьскому Пленуму ЦК Профсоюза, работодателями в 156 случаях из 200 проверенных первичных организаций были приняты локальные нормативные акты без соблюдения установленной процедуры. Установлено также, что 25 % председателей первичных организаций не обращаются за помощью к правовым инспекторам. Не всегда информируют членов профсоюза о принятых мерах по устранению нарушений.
Остается высоким уровень травматизма в ОАО «РЖД» за 11 месяцев 77 случаев со смертельным исходом (+ 5%), и них путейцы 26 (было 16), общий 576, было 600.
В связи с этим РОСПРОФЖЕЛ усилил контроль за разработкой в дистанциях пути схем ограждения мест производства работ на железнодорожных путях в местах с плохой видимостью и слышимостью сигналистами. Руководству компании предложено ввести в штатные расписания ПЧ и ПМС сигналистов. В настоящее время предложение профсоюза находится на стадии решения.
По результатам аттестации в компании насчитывается 240 500 рабочих мест (45%), не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам (616 800 работников). По предложению ЦК профсоюза в ОАО «РЖД» утвержден план на 2008-2010 годы по приведению к требованиям норм рабочих мест с устранимыми вредными факторами и план на 2010-2012 годы по улучшению состояния рабочих мест с неустранимыми вредными факторами. Для реализации Постановления правительства РФ № 870 даны предложения в Минздравсоцразвития РФ о предоставлении единых для всех отраслей промышленности компенсаций и льгот работникам за работу во вредных условиях труда по результатам аттестации рабочих мест. ЦК профсоюза предлагает идти не по пути снижения размеров доплат, а по пути улучшения условий труда.
По итогам 2-го слета машинистов, проходившем с участием РОСПРОФЖЕЛ в ноябре 2009 года, ЦК профсоюза разработал план мероприятий по реализации предложений и критических замечаний. Среди первоочередных мероприятий:
- исключение во время прохождения медицинских освидетельствований дополнительных без необходимости обследований при работе с машинистов в одно лицо;
- страхование работников локомотивных бригад на случай утраты профессиональной трудоспособности;
- обеспечение качественным горячим питанием в пунктах смены локомотивных бригад и снижение его стоимости и др.
Вопросы оздоровления и медицинского обслуживания работников, членов их семей и неработающих пенсионеров, оказания корпоративной поддержки на приобретение жилья, занятия спортом, наличия права на льготный проезд, негосударственного пенсионного обеспечения, страхования от несчастных случаев на производстве и в быту, добровольного медицинского страхования, организации туристско-экскурсионных программ, оказания материальной поддержки через кредитно-потребительские кооперативы граждан и т.д. постоянно находятся в поле деятельности Профсоюза, председателей профсоюзных организаций.
По инициативе профсоюза, были решены вопросы оплаты родителями стоимости путевки (от 10-15% в детские загородные оздоровительные лагеря и 20% – в южные здравницы).
Летом 2009 года оздоровлено более 90 тысяч детей, в том числе 14 тысяч детей на Черноморском побережье Краснодарского края.
Будут и Новогодние подарки, почти 1 миллион штук с сюрпризами.
Традиционно на хорошем уровне реализована программа «Узнай свою страну», в которой приняли участие более 800 человек в туристических поездках на Байкал, в Чехию, на Алтай и Волгоград. Нашим партнером в реализации этих проектов является созданная профсоюзом туристическая организация «Тур Лайт». Совместно с ВУЗами ж.д. транспорта профсоюзом организуется отдых 960студентов в пансионате «Ромашка» на Черном море.
РОСПРОФЖЕЛ впервые в России провел Молодежные Игры по неолимпийским видам спорта, в которых приняли участие около 5000 молодых работников ОАО «РЖД», дочерних обществ, метрополитенов, ведомственной охраны, вертикальных структур, студентов ж.д. ВУЗов. Команды были сформированы по территориальному принципу. Стартовали Игры 30 мая в Челябинске, финал 27 сентября – в Москве на стадионе в Черкизово.
Продолжается работа по созданию кредитно-потребительских кооперативов граждан. В настоящее время их 20 (в конце 2007 года зарегистрированы кооператив «Юго-Восток-Профи» на Юго-Восточной ж.д. и «Содружество» на Северо-Кавказской ж.д.).
Действуют программы добровольного страхования членов профсоюза от несчастных случаев и болезней в быту.
Особое отношение к ветеранам. Профсоюз делает много по решению вопросов социальной защиты неработающих пенсионеров. В настоящее время при стаже работы от 15 лет и выше неработающие пенсионеры получают ежемесячно от 300 до 400 рублей, до 15 лет – 250 рублей.
По предложению профсоюза положительно решены вопросы обеспечения за счет средств компании медицинского обслуживания в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» и бесплатного проезда на железнодорожном транспорте для неработающих пенсионеров, награжденных знаком «Почетный железнодорожник», знаком (значком) «Почетному железнодорожнику», уволенных на пенсию по собственному желанию из организаций железнодорожного транспорта, имущество которых не внесено в уставной капитал ОАО «РЖД».
Негосударственные пенсии получают 200 тысяч железнодорожников.
В 2009 году обновлены дизайн и содержание газеты «Сигнал» и журнала «Информационный вестник», объем газеты при меньших затратах увеличен вдвое. Для повышения оперативности доставки «Сигнала» членам профсоюза решены вопросы ее печати еще в пяти регионах. Теперь «Сигнал» печатается в 15 типографиях. Ежеквартально осуществляется спецвыпуск газеты с материалами, наиболее полно отражающими деятельность РОСПРОФЖЕЛ по защите прав и социальных гарантий членов Профсоюза.
Модернизирован сайт ЦК профсоюза, что позволило повысить оперативность публикуемых на нем материалов. Проведено более 15 электронных опросов общественного мнения и голосований, в которых приняли участие более 13500 человек, выявлены наиболее острые вопросы, представляющие интерес для членов РОСПРОФЖЕЛ, подготовлены и опубликованы ответы на них и рекомендации профсоюзному активу. Число посетителей сайта ежедневно составляет около 1000 человек.
Создан портал профсоюзной социальной сети, на котором зарегистрировано в сети интернет свыше полутора тысяч пользователей, участвующих в обсуждении злободневных тем на форуме, имеющих возможность осуществлять обмен материалами и т.д. Учрежден единый профсоюзный день (каждая 4-ая неделя, среда, четверг).
Ежемесячно председатель профсоюза проводит селекторные совещания, для участия в которых приглашаются все председатели организаций профсоюза, профактив (каждый 4-ый вторник месяца).
В целях сохранения для членов профсоюза действующих гарантий, обеспечения возможности заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за их реализацией и осуществления защитных функций РОСПРОФЖЕЛ на всех уровнях социального партнерства создавал первичные профсоюзные организации. Благодаря этому удалось во всех вновь созданных структурах заключить коллективные договоры, в которые включены основные гарантии и льготы коллективного договора ОАО «РЖД».
За прошедший период было проведено 6 заседаний профессиональных секций при ЦК профсоюза и 3 заседания Советов председателей профсоюзных организаций. Членами ЦК РОСПРОФЖЕЛ рассматривались актуальные для членов профсоюза – работников определенных профессиональных групп вопросы, направленные на улучшение технологии работы, условий и охраны труда, правозащитной работы. В заседаниях секций и Советов принимали участие руководители профсоюза, ОАО «РЖД», Группы компаний «Трансстрой», метрополитенов и др. Решения, принятые на заседаниях секций, Советов направлены руководителям соответствующих хозяйственных структур, руководителям профсоюзных организаций, установлен контроль за их реализацией. Все решения, принимаемые ЦК профсоюза, его Президиумом, на заседаниях профессиональных секций и Советов, необходимые для использования в практической деятельности организациями Профсоюза, размещены на сайте РОСПРОФЖЕЛ.
В начале 2009 года сформирован кадровый резерв на руководящие выборные должности в организациях прямого подчинения Центральному комитету профсоюза. Совместно с Институтом профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений организовано и проведено обучение и тестирование.
В соответствии с Концепцией кадровой политики РОСПРОФЖЕЛ, в целях выявления и поддержки заинтересованной, талантливой молодежи, подготовки и обучения лидеров профсоюзных организаций железнодорожных ВУЗов, способных после окончания обучения продолжить профсоюзную карьеру в первичных профсоюзных организациях РОСПРОФЖЕЛ проведен семинар студенческого профактива в рамках «Школы молодого профсоюзного лидера» РОСПРОФЖЕЛ. Участниками проекта стали свыше 90 профсоюзных активистов из всех железнодорожных вузов России.
Основные задачи Профсоюза на 2010 год
1. В апреле 2010 года РОСПРОФЖЕЛ будет отмечать свой 105 летний юбилей. Этому замечательному событию приурочен ряд мероприятий, среди которых:
- проведение торжественных заседаний с участием ветеранов профсоюза;
- проведение юбилейного Съезда, на котором будет рассмотрен вопрос: «Отраслевому Профсоюзу – 105 лет: исторический опыт, традиции и перспективы»;
- проведение в дорожных территориальных и территориальных организациях профсоюза «круглых столов» по актуальным проблемам профсоюзного движения и роли профсоюза в современных условиях;
-65 лет Победы – знаменательная дата в истории и профсоюз будет принимать участие в юбилейных мероприятиях.
2. В наступающем году заканчивается срок действия коллективного договора ОАО «РЖД» и ряда других организаций, Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта. Предстоит непростая работа по их заключению или продлению. Основная задача Профсоюза – сохранить гарантии и льготы действующего коллективного договора.
3. По мере выхода экономики из кризиса и улучшении финансовых результатов работы – завершить перевод всех работников на полный режим работы и увеличению социальных гарантий.
4. При создании дочерних обществ ФПК, ЦДРВ и других не допустить уменьшение прав работников.
5. В 2010 году завершается очередной пятилетний срок полномочий профсоюзных комитетов. Отчетно-выборные конференции пройдут во всех дорожных территориальных, территориальных и собрания (конференции) в первичных профсоюзных организациях.

Единый информдень

Документы информработы

Koguhovskiy

Главный специалист
по информ работе

Кожуховский
Вадим Викторович

Тел.: (846) 303-41-13, [2-41-13 д]