счетчик посещений

     
Архив новостей:
О погоде:

14.10.2023

ЗОНАЛЬНАЯ. ТАКАЯ РАЗНАЯ

Вопросы оплаты труда работников основных профессий в путейском комплексе стали предметом обсуждения на заседании президиума Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге.

Тема появилась в повестке дня после неоднократных обращений работников в профсоюзные комитеты и к хозяйственному руководству по поводу применения зональных надбавок. Условно их можно объединить в две группы – от ремонтников искусственных сооружений и от монтеров пути ряда линейных участков.

Первые обратились за разъяснениями, почему надбавки для ремонтников и для монтеров пути, работающих на одних и тех же участках, а иногда на одном и том же «окне», различаются. Например, они существенно разнятся на некоторых участках по станциям Дёма, Уфа, Димитровград, Круглое Поле, Жигулевское Море.

Как сообщил начальник службы организации и оплаты труда Куйбышевской дирекции инфраструктуры Владимир Николаев, надбавки устанавливаются в соответствие с порядком, утвержденном Центральной дирекцией инфраструктуры ОАО «РЖД». Все предложения проходят защиту в вышестоящей инстанции.

Пороговых критерия четыре: превышение критического уровня текучести кадров (8%), укомплектованность групп основных профессий ниже допустимого уровня (97%), критическое соотношение железнодорожной зарплаты к аналогичному показателю в промышленности региона (< 1) и наличие предприятия-конкурента с более высоким уровнем заработной платы.

Задумываться о надбавке можно только при наличии не менее двух из этих позиций. Предложения формируются один раз в год (в октябре). В приоритете основные ведущие профессии – монтеры пути, осмотрщики-ремонтники вагонов и электромеханики СЦБ. Назначение надбавок работникам остальных профессий относится к исключительным случаям.

«Предложение по установлению или увеличению надбавки не пройдет защиту, если бригада в достаточной степени укомплектована, текучесть кадров в пределах нормы, коллектив сложился и стабильно работает», – поясняет Владимир Николаев.

Нередко так и обстоят дела – в бригаде дистанции пути пороговые критерии «срабатывают», а в подразделении ремонтников показатели в норме. Статистика также свидетельствует, что мало кто из ремонтников стремится перейти в монтеры пути.

Есть и другие основания для адресности мотивационных инструментов. Монтеров пути производству требуется значительно больше, при этом материальные и временные затраты на их обучение выше в разы, чем в случае с ремонтником.

Стоит отметить, что со своей задачей закрепить персонал и остановить его отток зональные надбавки справляются уже далеко не всегда. Кадровые органы уже столкнулись с ситуациями, когда зарплата с надбавкой оказывается существенно ниже предложений в другом регионе или в другой отрасли, на которые железнодорожники в конце концов соглашаются и увлекают за собой коллег.

Поправить положение дел уже не всегда помогает предоставление премиальных выплат. Например, сегодня все ремонтники получают ежемесячную премию в 69,5%, а текучесть кадров превышает критический порог практически на всех участках, а самая высокая по итогам 9 месяцев зафиксирована по Жигулевскому Морю, Сызрани, Бугульме и Октябрьску.

«Совершенно очевидно, что назрел вопрос изменения подходов к структуре заработной платы. Действенным ответом на новые вызовы могло бы стать повышение тарифных ставок и коэффициентов. Проект модернизированной системы оплаты труда с такими решениями в РЖД уже разработан, но пока разного рода обстоятельства оказываются сильнее, препятствуя его реализации», – отмечает завотделом социально экономической защиты Дорпрофжел Татьяна Григорьева.

По второму блоку обращений ситуация следующая – не единичны случаи, когда в одной и той же дистанции пути зональная надбавка существенно розниться в зависимости от участка. На одном может быть 10, а на другом 30 процентов, а в Кузнецкой дистанции пути полярность и вовсе составляет 4 и 25 процентов.

«Люди одной профессии живут в одном городе, трудятся в одном коллективе, нередко отправляются на работы с одной и той же базы, и даже трудятся на одном «окне», а получают по-разному. Позитива микроклимату это не добавляет», – подчеркнул руководитель Пензенского филиала Дорпрофжел Владимир Бачериков.

Что в сухом остатке?

В КбшДИ пояснили, что уже направила ходатайства в ЦДИ об увеличении объемов премирования и предоставлении дополнительного фонда для зональных надбавок в размере 188,5 млн. руб.

Дорпрофжел обратится в головной орган отраслевого профсоюза с просьбой сформировать запрос в ОАО «РЖД» о пересмотре тарифной сетки рабочих профессий. Кроме того, президиум намерен вести совместную работу с КбшДИ, направленную на достижение унифицированных значений зональной надбавки в пределах одной дистанции пути.

Комментарии запрещены.