Архив новостей:

ПРЕДСЕДАТЕЛИ ДОРПРОФЖЕЛ

Неизменным на протяжении всей летописи дорожного профсоюза остается принцип выборности председателя организации. В 1920-е гг он избирался на съездах делегатов, с середины 1930-х - на профсоюзных отчетно-выборных конференциях.

ВАВИЛОВ Павел Андреевич (1891-1919), председатель дорожного профсоюза в 1917-1918 гг. Родился в д. Перевляс Пронского уезда Рязанской губернии. Образование получил в ремесленном училище в г. Сапожке той же губернии. В 16-летнем возрасте приехал в Уфу, где устроился на работу слесарем в железнодорожное депо. Здесь вступил в социал-демократический кружок, распространял листовки, доставлял нелегальную литературу. В1911 г. вступил в РСДРПб, и вскоре его уволили из депо как политически неблагонадежного. П.А. Вавилов вернулся в Самару, устроился на трубочный завод. Здесь он принимал участие в работе социал-демократической организации и потребительского общества, находившегося под влиянием большевиков. В1914 г. его арестовали, но вскоре освободили ввиду отсутствия улик. П.А. Вавилов перебрался в Уфу, где его призвали в армию и направили на фронт. После Февральской революции он вернулся в Уфу и устроился на работу в железнодорожное депо.

В августе1917 г. на съезде дорожных рабочих в Самаре П.А. Вавилова избрали председателем Главного комитета Самаро-Златоустовской железной дороги. После Октябрьской революции он стал членом Самарского губисполкома и горкома РСДРП(б). В ноябре1917 г., став комиссаром дороги, П.А. Вавилов отстранил от должности начальника дороги Н.А. Лопатина, уволил большинство работников его администрации.

Весной1918 г. П.А. Вавилов участвовал в организации сопротивления чехословацким войскам, лично защищал подступы к железнодорожному вокзалу, возглавляя отряд красногвардейцев. Был пленен и вместе с другими арестованными отправлен сначала на ст. Креш, а затем в концентрационный лагерь под Омском. При помощи большевиков совершил побег и остался на подпольной партработе. На II Сибирской подпольной партконференции в Томске его избрали в состав Сибирского обкома и руководителем военно-революционного штаба.

В личном революционном активе П.А. Вавилова – оргработа по подготовке антиколчаковских восстаний в Омске в декабре1918 г. и феврале1919 г. Ночью 1 февраля П.А. Вавилов проник в казармы Новониколаевского полка, чтобы поднять солдат на восстание, но был арестован, бежал и в марте1919 г. принял участие в подготовке очередной партконференции большевиков в Омске. Вскоре вместе с другими большевиками он был арестован и 18 апреля1919 г. расстрелян. В советское время одна из улиц Омска была названа его именем.

В профсоюзном архиве почти не сохранилось документов, которые могли бы рассказать о людях, возглавлявших дорожную профсоюзную организацию в 1920-40-е гг. В дошедших до нас документах 1920-х гг нет не только каких-либо биографических сведений об этих людях, зачастую нет даже инициалов. Впрочем, поиск продолжается.

Известно, что с 1921 по 14 февраля 1924 г. нашим дорожным профсоюзом руководил Д. САХАРОВ. До этого он несколько месяцев был товарищем председателя, а возглавлял комитет СЕМЯКИН.

В феврале 1924 г. председателем дорожного профсоюза был избран член комитета Терехин, который долго работал вместе с Д. Сахаровым. В 1928 г. его сменил на этой должности П.Г. ТЕРЕЩЕНКО, а в 1929 г. председательские полномочия были поручены З. БАСОЛКИНУ.

В марте 1931 года профсоюзную организацию на дороге возглавил Михаил Александрович ТИХОНОВ. Этот человек был одним из активных инициаторов и организаторов создания дорожной газеты «Большевистское знамя» (ныне «Куйбышевский железнодорожник»), ставшей преемницей издания «Вестник Самаро-Златоустовской железной дороги».

- В непростых  условиях реформ начиналась деятельность редакции. Начали с того, что создали большой актив рабочих корреспондентов в линейных предприятиях. И дело пошло. Все лучшее, что было в трудовых коллективах, прежде всего в соревновании и поддержании почина стахановско-кривоносовского движения – быстро попадало на страницы газеты и становилось достоянием всего коллектива дороги, – вспоминал ветеран редакции газеты Станислав Куликов.

В середине 1930-х – начале 1940-х гг дорожной профсоюзной организацией руководили В.И. ВОРОНИН, А.И. КАРПОВ, А.П. КУЗНЕЦОВ, а в годы войны ее возглавлял И.И. МАЛЫШЕВ.

В 1945 г. председателем дорожного профкома был избран П.С. СТЕПАНОВ. Затем на этот пост избирались Ф.С. КАРАГУН, И.И. ОГАРКО. Секретарями дорпрофсожа в этот период работали В.Э. Прокофьев, Г.И. Кухтинов.

Осенью 1959 г. председателем дорожной профорганизации стал Петр Иванович КОНОВАЛОВ, работавший ранее начальником политотдела дороги. Человек большой души, хорошо образованный, с широким кругозором, участник Великой Отечественной войны, он пользовался на дороге заслуженным авторитетом. И не только на дороге. Например, с большим уважением отзывался о нем, как о первом своем фронтовом начальнике замечательный артист цирка и кино Юрий Владимирович Никулин.

ПАВЛОВ Михаил Андреевич (1907-1997) возглавлял дорожную организацию профсоюза в 1961-1971 гг. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), орденом Трудового Красного Знамени (1946), знаком МПС СССР «Почетному железнодорожнику» (1963), Почетной грамотой ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта (1965), орденом Знак Почета (1966).

Михаил Андреевич родился в 1907 году в Омской области в семье крестьянина. В 17-летнем возрасте пришел на железную дорогу. Трудился слесарем-монтером на родной станции Исилькуль, окончил курсы рабфака. После обучения в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта (1931-1936) работал на различных должностях на Красноярском паравозо-вагонном ремонтном заводе, затем несколько лет возглавлял школу военных техников НКПС.

В апреле 1942 г. Павлова перевели на партийное поприще. Он работал в Кагановичском райкоме партии г. Красноярска, в комитете ВКП(б) Таймырского округа, начальником политотдела Забайкальской железной дороги. В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич выполнял задачи по организации работы Северного морского пути, участвовал в проводке судов с военными грузами, вложил немало энергии в коллективную работу по строительству и запуску Норильского полиметаллического комбината.

После войны Павлов окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС (1948), а затем – Академию железнодорожного транспорта (1954), с Дипломом которой и прибыл на Куйбышевскую железную дорогу. Здесь он работал в должностях замначальника политотдела, возглавлял отдел транспорта и связи в Куйбышевском обкоме КПСС, политотдел Куйбышевского отделения магистрали.

Затем была трехлетняя спецкомандировка в Монгольскую народную республику (Улан-Баторская железная дорога). Вернувшись, Михаил Андреевич принял должность замначальника планово-технико-экономического отдела Куйбышевской железной дороги, а через год, в феврале 1960 г., возглавил этот отдел. 7 июля того же года его избрали председателем Дорпрофсожа.

Только в 1966-1970 годы на полигоне магистрали было сдано более 223 кв.м. жилья для работников отрасли. А еще 2 больницы, 9 школ, 18 дошкольных учреждений, 86 магазинов, 37 столовых и других учреждений бытового обслуживания. А в 1967 году объем средств, выделенных дорогой на улучшение условий труда, превысил запланированный показатель на 23 процента. В общей сложности на эти мероприятия было израсходовано 1,353 млн. рублей. В организацию и продвижение этой масштабной работы вносил вклад и профсоюз.

После освобождения от обязанностей председателя Дорпрофсожа Михаил Андреевич вышел на заслуженный отдых, но дома не усидел. В 1973-м он снова вернулся на работу в организацию и еще 10 лет проработал в должности инструктора Дорпрофсожа.

МАЛОФЕЕВ Петр Иванович (1926-2008), председатель дорожной профорганизации в 1971-1979 гг, Почетный железнодорожник, Заслуженный работник транспорта РФ, Почетный ветеран дороги, кавалер 16 правительственных наград.

В армию Петра Малофеева призвали в октябре1943 г. со второго курса Пензенского строительного техникума. Ему еще и семнадцати не исполнилось. В Куйбышеве его полгода обучали специальности радиотелеграфиста, а в 1944-м отправили с маршевой ротой на фронт, под Оршу. Там зачислили в 16-ю бригаду 37-го Свирского воздушно-десантного корпуса. В составе этой части и воевал, освобождал Белоруссию, очищал от фашистов Прибалтику, Румынию, Венгрию, Австрию. Из боев под Балатоном вышел с медалью «За отвагу». Долгожданную Победу встретил в Чехословакии. После войны корпус направили в Венгрию, а зимой1946 г. – на Дальний Восток. На границе с Кореей прослужил старшина Малофеев еще четыре с половиной года. Здесь сдал экстерном экзамены за десятый класс, получил аттестат зрелости.

На родину, в Пензу, Петр Иванович вернулся только в сентябре 1950-го. В железнодорожном техникуме его приняли на 3-й курс, и в1953 г. он получил диплом с отличием по специальности механик-паровозник. Попросился в Дёму. А все потому, что «зацепила» его сердце веселая и красивая девушка Надя, выпускница техникума, получившая назначение как раз в Дему. Так и шли потом по жизни неразлучно. Вместе работали на дороге. Вырастили двоих детей, дождались троих внучат.

После Дёмы снова была Пенза, работа помощником машиниста, затем машинистом паровоза, инженером по теплотехнике, мастером промывки, заместителем начальника депо по эксплуатации. Работал Малофеев и учиться успевал. Окончил институт, получил диплом инженера-тепловозника.

В1963 г. его избрали председателем райпрофсожа. Осваивая новое дело, он продолжал учиться – поступил на 3-й курс ВЗИИТа, на электромеханический факультет. Диплом электровозника получил через три года уже в Куйбышеве, работая заместителем начальника локомотивной службы.

Рос опыт, авторитет, и в1971 г. Петра Ивановича избирают сначала секретарем, а к концу года – председателем дорожной профсоюзной организации. За восемь лет профсоюзной работы он многое успел. Его хорошо знали и уважали работники дороги. Его избирали членом ЦК отраслевого профсоюза, членом президиума облсовпрофа, делегатом профсоюзных съездов, городского и районного Советов.

В 1979-1987 гг П.И. Малофеев работал заместителем начальника Куйбышевской железной дороги, решал социальные вопросы и организовывал работу с кадрами. Выйдя на пенсию, он продолжал трудиться – пять лет возглавлял автомобильный сектор дороги, затем отдел в Самарском метрополитене. И, как всегда, мог и успевал сделать многое.

СОЛОНСКИЙ Леонид Дмитриевич (1930-1994) возглавлял дорожную организацию профсоюза в 1979-1995 гг. Заслуженный работник транспорта РФ (1993). Награжден орденом «Знак Почета» (1970), знаком МПС СССР «Почетному железнодорожнику».

Леонид Дмитриевич родился в поселке Куйбышево Запорожской области (Украина). Окончил Днепропетровский институт железнодорожного транспорта (1952). Вся трудовая деятельность этого человека была связана с Куйбышевской железной дорогой. Здесь он прошел ступени помощника, затем заместителя начальника вокзала станции Куйбышев, начальника пассажирского отдела – замначальника Куйбышевского отделения дороги. В июне 1966 г. Солонский возглавил пассажирскую службу магистрали. В этой должности он проработал ровно 13 лет вплоть до избрания на должность лидера профсоюзной организации дороги.

Общеизвестно ревностное отношение Леонида Дмитриевича к вопросам развития физкультурно-оздоровительной и социальной сфер дороги. Он боролся за эффективное функционирование спортивных сооружений, выступал против сокращения ставок инструкторов-методистов производственной гимнастики и оздоровительной работы на предприятиях, использовал весь свой авторитет для лоббирования программ строительства жилья для работников магистрали.

Только в 1991-92 гг на дороге было введено 160 тыс. кв. метров жилья (в 1986-1990 – 355 тыс. кв. метров), 3 поликлиники, две больницы, 13 дошкольных учреждений на 2400 мест. В то время дорога содержала 3 санатория-профилактория, 10 загородных оздоровительных детских лагерей. Ежегодно всеми видами оздоровительного льготного отдыха были обеспечены свыше 20 тысяч работников и более 10 тысяч детей. В организацию этой работы был традиционно вовлечен и профсоюз.

МОЙСИЕВИЧ Виктор Афанасьевич (родился 21 декабря1957 г.), председатель дорожной профорганизации в 1995-2000 гг., Почетный железнодорожник, кандидат политических наук (1999). В юношестве работал в лесхозе Закарпатской области. На железную дорогу пришел в 23-летнем возрасте после службы в армии. Начинал помощником составителя поездов на станции Новокуйбышевская. Работал в должностях маневрового и станционного диспетчера, главным инженером станции Новокуйбышевская, начальником станции Куйбышев, заместителем начальника службы перевозок. Лидером профорганизации В.А. Мойсиевич был избран в бытность главным инженером службы перевозок Куйбышевской железной дороги.

В2000 г. он получил назначение на должность заместителя начальника дороги по реформированию и работе с органами власти субъектов РФ. На этом поприще занялся укреплением деловых связей дороги с руководством регионов в деле развития транспортной инфраструктуры территорий. Под его руководством выполнялись работы по модернизации путей и переездов, капитальному ремонту вокзалов. Труд Виктора Афанасьевича отмечен медалью «За развитие железных дорог» (2008), Благодарностью президента ОАО «РЖД», знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет» и другими наградами.

В настоящее время В.А. Мойсиевич возглавляет отдел управления Куйбышевской железной дороги по работе с органами власти.

С января 2001 года председателем профорганизации на Куйбышевской железной дороге является Михаил Петрович МИРОНОВ. С дорогой связана вся трудовая биография. Начинал здесь мастером, работал прорабом, заместителем и начальником дистанции. На выборную профсоюзную работу ушел с должности начальника службы гражданских сооружений.

Хронограф

Председатели
Дорпрофжел

В разделе представлен краткий биографический очерк о людях, возглавлявших нашу профсоюзную организацию на дороге. Благодаря вашему участию очерк может быть дополнен.


Фрагменты летописи
В разделе представлены выдержки из архивных материалов, воспоминания очевидцев о ярких событиях в жизни нашей профсоюзной организации. Раздел пополняется благодаря вашему участию.