Архив новостей:

22.06.2016

В социально-трудовом разрезе
Итоги выполнения коллективных договоров в первой половине года подвели на Куйбышевской магистрали

Совместное заседание хозяйственного руководства дороги, филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» и комитета дорожной территориальной организации профсоюза состоялось в Самаре. В режиме видео к нему подключились все крупные узлы магистрали.

С отчетными докладами выступили председатель Дорпрофжел Михаил Миронов и начальник дороги Сергей Соложенкин. В заседании участвовали вице-президент ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и заместитель председателя профсоюзной организации ОАО «РЖД» Алексей Налётов.

В ходе заседания отмечено, что на обеспечение гарантий и обязательств коллективных договоров на полигоне дороги израсходовано 2,1 млрд. рублей. Почти все структурные подразделения выполнили гарантированные нормы финансового обеспечения мероприятий по охране труда. На эти цели, включая приобретение спецодежды и средств защиты, в общей сложности израсходовано 242 млн. рублей.

Председатель профсоюзной организации эксплуатационного локомотивного депо Кинель Андре Курганов, в частности, рассказал, что его предприятие выделило свыше 62 млн. рублей на улучшение эргономики кабин локомотивов приписного парка. Эти средства направлены на установку новых уплотнителей, противовибрационных кресел, замену шумоизоляции и обшивки, а также на восстановление освещения.

Исполнялись почти все обязательства договоров, включая те, которые работодатели взяли на себя сверх норм трудового законодательства. Другое дело, что по некоторым позициям их объемы снизились под давлением сжавшейся экономики и отрицательной динамики большинства производственных показателей.

Чтобы переломить ситуацию, на магистрали продолжают внедрять различные механизмы привлечения и удержания клиентов. О некоторых начальник дороги рассказал. Это и перевозки по согласованному расписанию, и кросс-продажи, и комплексная услуга «от двери до двери» с обслуживанием через «одно окно», и разработка маршрутов дневных скоростных экспрессов.

Кроме того, магистраль поступательно развивает систему бережливого производства. С 2013 года удалось воплотить в жизнь более 1160 проектов, а в нынешнем году экономисты рассчитывают получить эффект в 77,43 млн. рублей (за 2015 год – 44,88 млн.).

Перечисленные меры способствовали росту производительности труда на 2,2%. Впрочем, на этот же показатель работала и непопулярная мера – введение режимами неполной занятости. В среднем он охватил более 12 тыс. или 28,4% человек, что позволило условно высвободить 917 работников. Наиболее интенсивно режим применялся в феврале-мае, а пик пришелся на март, когда им были охвачены более 23 тыс. или 52,9% работников.

Сокращение продолжительности рабочего времени сказалось на доходах работников, что вызвало социальную напряженность. Несмотря на рост среднемесячного уровня (например, в перевозочном процессе +8,5% к аналогичному периоду 2015 года), в реальном выражении зарплаты потеряли (на перевозках минус 1,7%, а за 2015 год снижение составило 6,1%).

В настоящее время среднемесячные зарплаты находятся в диапазоне от 25 (приемосдатчики груза и багажа) до 49-52 (локомотивные бригады) тыс. рублей. По среднему показателю магистраль занимает предпоследнее 15 место на сети. Вместе с тем, зарплаты железнодорожников превышают средние показатели в промышленности (от 13% в Челябинской до 55,7% в Оренбургской областях).

Ситуацию усугубляет замедление индексации заработной платы. В 2014-2015 годы она существенно отстала от уровня роста цен. В этом году корректировка зарплаты в сторону увеличения была проведена в компании 1 марта (+2,9%).

Продолжилась тенденция сокращения сверхурочной работы времени локомотивных бригад. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ее уровень снизился на 18,5% до 208,9 тыс. часов. При этом среднесписочная численность бригад уменьшилась на 5,9 %, а недоработка на 34,6% (до 22,4 тыс. часов).

- Профсоюз не оставлял без внимания вопросы соблюдения трудового законодательства и выполнения договорных обязательств. В пользу работников взыскано 4,7 млн. рублей недоплаченного заработка. Отменено 17 неправомерно наложенных взысканий. К дисциплинарной ответственности привлечено 5 руководящих работников различного уровня, – отметил Михаил Миронов.

По данным профсоюзной стороны, системный характер имеют нарушения в оплате сверхурочных и премий. Только на предприятиях Куйбышевской дирекции инфраструктуры, расположенных в Самарском регионе дороги, работникам вернули 1,4 млн. рублей. В Стерлитамакской дистанции пути по представлению правовой инспекции профсоюза выплатили 1,2 млн. рублей в счет дополнительных отпусков за работу во вредных условиях труда.

Как и прежде, стороны социального партнерства уделили серьезное внимание организации спортивно-оздоровительных и культурно-массовых программам для работников и членов их семей. Финансовые средства на эти цели выделены в запланированных объемах.

Взрослым предоставлено 1300 льготных путевок. Еще 110 в здравницы Черноморского побережья и Крыма приобрел профсоюз. В пяти загородных лагерях укрепили здоровье более 1,3 тыс. детей работников. Почти 500 ребят на льготных условиях отправились на Черное море, причем 100 путевок на это направление полностью профинансировал РОСПРОФЖЕЛ, организовав также и сопровождение групп к месту проведения отдыха и обратно. А в дни зимних каникул 100 детей работников магистрали участвовали в новогодних экскурсиях по Москве и Санкт-Петербургу.

Ритмично реализовывалась и программа спортивно-массовых мероприятий. За полгода на дороге провели 30 соревнований, в том числе по четыре сетевых и дорожных, а также 22 региональных и узловых. В них участвовали свыше 1500 человек.

Профсоюз тоже проводит свои традиционные соревнования. Например, в начале июня на самарском стадионе «Локомотив» был организован дорожный этап Международных игр РОСПРОФЖЕЛ «Спорт поколений». Параллельно со спортплощадками профсоюз развернул здесь и аттракционы детского развлекательного городка «Спортлэнд».

Продолжают действовать обязательства корпоративной поддержки. В частности, растет число работников, улучшивших жилищные условия с помощью корпоративных субсидий. «С 2006 по 2016 годы на дороги зарегистрировано уже 2460 таких работников, в том числе 710 молодых специалистов», – отметил Сергей Соложенкин.

Докладчики, выступавшие в прениях, подняли ряд проблем в сфере трудовых отношений. Так, председатель профсоюзной организации Рузаевской дистанции пути Рашид Зимин обратил внимание участников заседания на результаты практической реализации достаточно молодого закона о специальной оценке условий труда. «Издержки в подходах к оценке факторов производственной среды ударили по материальному благосостоянию работников. Некоторые вопросы удалось снять, но по ряду профессий классы условий труда снизились, что лишило работников льгот и компенсаций», – подчеркнул Зимин, отметив, что профсоюзный актив намерен добиваться пересмотра результатов СОУТ.

Представитель эксплуатационного вагонного депо Пенза Рима Салманова рассказала о трудностях в реализации гарантии частичной компенсации занятий физкультурой и спортом (п. 5.3.3 Коллективного договора). «В нашем депо льготу получили 50 работников, на клубные карты им оформили только в июне на вторую половину года. Уменьшился и объем лимита. Если в прошлом году на приобретение карт мы получили 770 тысяч рублей, то в этом – 150 тысяч», – поведала Салманова.

В завершение мероприятия Дмитрий Шаханов озвучил позицию, которой правление холдинга руководствуется в переговорах с профсоюзом о содержании нового Коллективного договора на 2017-2019 годы. Она опирается на три принципа: повышение адресности льгот и гарантий, увеличение доли льгот, которые предоставляются на страховых принципах долевого софинансирования работниками и работодателем и усиление личной ответственности работников за производственные результаты.