Архив новостей:

05.06.2013

От глобального кризиса к глобальной справедливости

Под таким девизом прошел IV конгресс Европейской федерации работников транспорта

   Мероприятие было организованно в Берлине в последних числах мая и засвидетельствовало растущий протест против политики либерализации и так называемого «социального демпинга» в транспортной сфере.

   В конгрессе ETF участвовали 264 делегата и 136 консультантов от 119 аффилированных профсоюзов из 31 страны, в том числе и от Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей. Они утвердили программу действий до 2017 года, которая получила название «Работники транспорта дают отпор».

   О содержательной стороне обмена мнениями рассказал делегат конгресса Михаил Миронов, председатель Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге.

   - Михаил Петрович, чем недовольны в ETF?

   - Давлением бизнеса на социальную составляющую транспортной сферы. Федерация считает, что управление этой сферой захватывает недемократическая и неподотчетная никому глобальная экономическая сила, а регулятором все больше становится безработица.

   В ходе конгресса отмечалось, что страны Европы находятся под давлением Международного валютного фонда, который навязывает им политику либерализации и приватизации в сочетании с «затягиванием поясов». В итоге урезаются занятость и зарплаты в госсекторе, зато растет неофициальный сектор, где у трудящихся нет никаких социальных прав и гораздо хуже условия труда. Кроме того либерализация уже привела к снижению уровня безопасности на транспорте. Между тем, права и полномочия профсоюзов всё больше ограничиваются в пользу власти корпораций, работодателей и совладельцев.

   - Федерация против применения на транспорте либеральных экономических механизмов?

   - Она за государственную собственность на транспортную инфраструктуру и систему общественного транспорта. Эксперты ETF настаивают на том, что госпредприятия с участием частного капитала не решают проблемы развития транспортной инфраструктуры. Для капитала такие предприятия исключительно доходны, но для государства они не эффективны с точки зрения соотношения затрат и результатов.

   - Тем не менее, есть прогнозы о росте транспортной индустрии в среднесрочной перспективе.

   - Задел к росту бизнес создает уже сегодня. Другой вопрос – какой ценой. В Европе идет процесс реструктуризации транспортных и логистических компаний в глобальные цепи, которые экономят на расходах за счет огромной разницы в зарплатах в разных странах и создают конкуренцию на основе социального демпинга.

   ETF подчеркивает: социальный демпинг практикуется открыто, на глаза у законодательных органов и профсоюзов. Работников все чаще нанимают через сомнительные схемы, в которые вовлечены компании разных стран. Яркий пример – эксплуатация труда моряков из других стран, в результате которой им платят зарплату ниже национального минимума «принимающей» страны. Между тем, такая практика приводит к снижению стандартов условий труда и для остальных моряков.

   Чтобы снять с себя обязательства по оплате отпусков, больничных и страховок, компании нанимают работников по временным и «нулевым» контрактам. Симптоматичным становится присутствие компаний, существующих только на бумаге.

   ETF требует установить для всех игроков на территории Европы единые правила, которые бы гарантировали равную оплату за равный труд. Кроме того Федерация призывает правительства улучшить исполнение социального законодательства в транспортной сфере посредством эффективных проверок и санкций. Например, в вопросах соблюдения режима рабочего времени и времени отдыха, норм безопасности труда.

   - Какова позиция ETF по проблемам функционирования железных дорог?

   - Конгресс осудил политику Евросоюза, направленную на разделение между операционной деятельностью и инфраструктурой. Информацию о пользе приватизации железной дороги Соединенного Королевства в ETF считают мифом и приводят данные о том, что цены на билеты в Соединенном Королевстве – самые высокие в Европе. При этом здесь меньше всего электрифицированных и скоростных железных дорог, доля модуля железной дороги не увеличивается, а частники не торопятся заниматься инновациями. По оценке ETF сегодня железные дороги в Королевстве нуждаются в три раза большем государственном субсидировании, чем это было на момент их приватизации.

   - Какие шаги намерена предпринять Федерация для достижения поставленных целей?

   - Готовится крупная демонстрация против приватизации транспорта. Она должна пройти в Брюсселе. ETF также намерена активизировать борьбу за отстаиваение права на забастовку и против навязывания транспортникам обязательства обеспечить минимальные услуги во время забастовки. Федерация выступает за создание международной профсоюзной организации транспортников, которая поможет мобилизовать профсоюзные силы на международном уровне и отстаивать права работников в условиях глобальных рынков. Кроме того, принято решение о том, что организации-члены ETF должны заключить взаимные договора, в которых бы оговаривалось обеспечение помощи профсоюзов мобильным рабочим в стране их нахождения.

Комментарии запрещены.