счетчик посещений

     
Архив новостей:
О погоде:

05.04.2022

Вернулись к нормам

Дистанция инженерных сооружений Куйбышевской дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» увеличила пакет компенсаций штатному кузнецу за вредные условия труда, устранив многолетнее нарушение в этом вопросе. На процедуре настояла техническая профсоюзная инспекция труда.

С 1 января указанному работнику изменили размер доплаты с 4 до 8 процентов и увеличили продолжительность оплачиваемого дополнительного отпуска с 7 до 14 дней. Кроме того, ему выплатят не начисленную в прошлые годы доплату на общую сумму в 52,8 тыс. рублей и предоставят еще 44 дня дополнительного отпуска.

На должность кузнеца ручной ковки работник был принят в феврале 2013 года, а в июле, по результатам аттестации, условиям труда на его рабочем места был присвоен класс «вредности» 3.2. В этой связи действующие нормы требовали установить кузнецу 8-процентную доплату и оплачиваемый дополнительный отпуска. Что и было сделано.

С 1 января 2014 года для исследования рабочих мест в России ввели процедуру специальной оценки условий труда. Она заменила аттестацию рабочих мест. В законодательстве появились новые критерии для установления компенсаций за работу под влиянием вредных и опасных факторов. Не обошлось без разночтений, и в дистанции сочили правильным снизить кузнецу с размер доплаты и продолжительность отпуска.

Между тем, и в законодательстве о СОУТ, и в последующих распоряжениях и разъяснениях ОАО «РЖД», подготовленных с учетом мотивированного мнения профсоюзной стороны, указывалось, что снижение уровня компенсаций или их отмена могут происходить только по результатам спецоценки и только в тех случаях, когда условия труда на этих рабочих местах доказанно улучшились.

Например, распоряжение ОАО «РЖД» от 2 февраля 2015 г. № 198р установило, что размеры таких доплат не могут быть снижены, если условия труда на рабочем месте остались прежними.

Вполне конкретными были и формулировки совместного информационного письма вице-президента ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам и председателя РОСПРОФЖЕЛ № 1933 от 10 февраля 2015 г. Оно разъясняло: «Пересмотр предоставляемых компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда только при улучшении условий труда».

«Оба документа ясно давали понять, что компенсации кузнецу за вредные условия труда должны были оставаться на уровне, установленном аттестацией 2013 года, и только в случае уменьшения класса (подкласса) условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ, этот уровень может быть снижен», – поясняет главный технический инспектор труда в Дорпрофжел на Куйбышевской железной дороге Наиля Шарипова.

Еще один акцент по этим вопросам был сделан в п. 5.22 Коллективного договора ОАО «РЖД» на 2017-2019 годы: «Сохранять размеры дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых по состоянию на 1 января 2014 года Работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест отнесены к вредным условиям труда любой степени или опасным условиям труда, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения данной компенсационной меры.»

Любопытно, что первая спецоценка на рабочем месте кузнеца была проведена лишь в ноябре 2018 года, и по ее результатам класс условий труда работника не был снижен, он остался прежним – 3.2. Тем не менее, приказом по дистанции работнику вновь назначили доплату в 4% и только 7 дней дополнительного отпуска. После СОУТ 2021 года тоже ничего не изменилось.

Профсоюзная инспекция вскрыла нарушение только в прошлом году. На свет появилось представление о необходимости его устранить. Что, в конечном итоге, и произошло.