счетчик посещений

     
Архив новостей:
О погоде:

Летопись Пензенского филиала Дорпрофжел

   Первые профессиональные общественные организации железнодорожников в Пензенском регионе современной Куйбышевской железной дороги появились на заре XX века на волне общероссийского забастовочного движения.

   4 февраля 1905 г. объявили забастовку телеграфисты станций Пенза-Казанская (ныне Пенза IV) и Рузаевка, 7 февраля забастовало депо Рузаевка. Среди паровозников было распространено воззвание стачечного комитета Московско-Казанской железной дороги: «Наша жизнь трудная, наш пот и кровь эксплуатируются правлением, и на нашем хребте наживаются миллионы, а нам беднякам за наш труд в скромной подачке отказывают. Но это потому, что мы молчим и не предъявляем протеста. Не просить нужно, а требовать всем поголовной забастовкой улучшения нашего быта».

   В приветственной телеграмме II съезду Всероссийского железнодорожного союза (июле 1905 г.) рабочие и служащие рузаевских железнодорожных предприятий писали: «С замиранием сердца прислушиваемся мы к словам защитников интересов наших. Желаем успехов… Обращаем внимание ваше, товарищи, на многомиллионные взоры трудящейся армии».

   9 октября 1905 г. работники станции Пенза-Казанская присоединились к всеобщей политической забастовке, которую объявили профсоюзы Москвы. В этот день движение поездов на всех участках Рязано–Уральской железной дороге было остановлено, ремонтные работы прекращены. В общей сложности в забастовке приняли участие около 2 млн работников различных отраслей промышленности. В итоге 17 октября император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший свободу слова, собраний и союзов.

   На крупных узлах, станциях, в депо начали формироваться профессиональные объединения различных железнодорожных служб. Организаторами профсоюзов в Рузаевке стали опытные стачкомовцы железнодорожники А.В. Ухтомский и И.И. Воробьев.

   7 декабря в Москве началась всеобщая политическая стачка. К ней присоединились многие профсоюзы, в том числе и ВЖС. Член центрального бюро ВЖС Ухтомский выступил одним из организаторов вооружённого сопротивления на Московско-Казанской железной дороге. Когда связь с Москвой прервалась, руководство стачечным движением на всей Московско-Казанской дороге взял на себя Рузаевский стачком под руководством А.П. Байкузова. Десять дней, в течение которых забастовщики удерживали власть в своих руках, вошли в историю как Рузаевская или Байкузовская республика.

   После подавления восстания Ухтомский был арестован и расстрелян, а организаторы «Рузаевской республики» – машинисты Байкузов, Генич, Оберг, Волжанский, старший дорожный мастер Кузьминский, начальник восьмой дистанции Моллинари – осуждены.

   После победы февральской революции 1917 г. профсоюзное движение железнодорожников вновь активизировалось по все стране, а после октябрьской революции профсоюзные организации железнодорожников почти повсеместно установили контроль над деятельностью железнодорожного руководства.

   К маю 1919 г. на всех железных дорогах страны были сформированы профсоюзные комитеты железнодорожных участков (учкпрофсожи), а в депо и на станциях – местные комитеты. В июне 1920 г. на основании постановления Цекпрофсожа учкпрофсожи были переданы в ведение созданных Дорожных комитетов профсоюза (Дорпрофсожей).

   Пензенский и Рузаевский учкпрофсожи поддержали так называемый Великий почин коллектива локомотивного депо Москва-Сортировочная по проведению субботников и воскресников. В Рузаевке первый такой субботник состоялся в конце мая 1919 г. по инициативе союза мастеровых и рабочих узла, самой крупной профсоюзной организации в уезде (4500 человек). На предприятиях Пензенского узла только в 1920 г. было проведено 42 субботника, в которых участвовало более 20 тысяч человек.

   Пензенская газета «Красное знамя» сообщала: «22 февраля 1920 г. в воскреснике на Рязано-Уральской железной дороге работали 169 человек. Чистили снег, разгружали и укладывали дрова на паровозы. В результате открыто два пути для приема поездов, выгружено пять вагонов с дровами, уложено в штабеля 12 кубических саженей».

   Учкпрофсожи взяли на контроль развитие сети рабочих столовых, магазинов, больниц, школ и детских садов, продовольственное и медицинское снабжение, улучшение жилищных условий железнодорожников, охрану труда и развитие общественного огородничества.

   В начале 1930-х гг. железнодорожный профсоюз организовал соревнование за повышение производительности труда, снижение себестоимости перевозок. В январе 1931 г. только на Рузаевском участке в нем участвовало 2 тысячи работников, в марте – 3,7 тысяч. Массовый характер приобрело кривоносовское движение – железнодорожный аналог стахановского движения в угольной промышленности. В депо Пензы и Рузаевки были созданы так называемые сквозные бригады, освоившие методы проводки тяжеловесных составов на повышенных скоростях. На Пензенском узле пионерами кривоносовского движения стали машинисты А.М. Щелков, А.И. Иващенко, А. Феклин, Д. Мякинкин, В. Одинцов, П. Моторенко. На узле Рузаевском – И.П. Ларионов, С.Т. Хрипунов, П.Я. Есин и др.

   В 1936 г. Московско-Казанская железная дорога, к которой относился Рузаевский участок, была разделена на Казанскую и Московско-Рязанскую дороги. Рузаевский узел вошел в состав Московско-Рязанской, которая в этом же году была переименована в Ленинскую и носила это название до 1943 г.

   В феврале 1939 г. как административно-территориальная единица была образована Пензенская область (примерно в тех же границах, в каких до 1928 г. существовала Пензенская губерния). А 1 июня того же года была создана Пензенская железная дорога (постановление Совнаркома СССР «Об организации Пензенской железной дороги с местонахождением управления в городе Пензе» от 19.05.1939). В состав её вошли части Юго-Восточной, Рязано-Уральской, Сталинградской и Ленинской железных дорог (станции Рузаевка, Пенза, Кузнецк, Ртищево, Поворино, Балашов, Борисоглебск, Камышин и др.) Границы дороги были определены так: на севере от Пензы – Красный узел, на юге – Балашов, на западе – Пачелма, на востоке – Кузнецк. Структура дороги состояла из 6 отделений движения, 5 паровозных отделений, 9 паровозных депо, 15 дистанций пути, 5 вагонных участков, 4 вагонных депо, 8 дистанций сигнализации и связи.

   С первых дней Великой Отечественной войны 1941-45 гг. профсоюзные организации Пензенской дороги приступили к работе по укреплению дисциплины, мобилизации людей на четкое выполнение заданий по перевозкам, оказанию моральной и материальной помощи семьям фронтовиков. Организационно-массовая работа профсоюзов была подчинена главной задаче: «Все для фронта, все для победы».

   В августе 1941 г. на Рузаевском узле были созданы специальные курсы, на которых 765 женщин освоили профессии паровозников, вагонников, движенцев, путейцев, а 47 женщин освоили профессию машиниста.

   При участии профсоюзных организаций железнодорожников была проведена большая работа по сбору теплых вещей для фронта и средств в Фонд обороны. В Рузаевке для бойцов действующей армии собрали около 100 полушубков, 400 пар валенок, более 500 ватных фуфаек с брюками, около 3000 шапок. На строительство танковой колонны «Железнодорожник» рузаевцы внесли 301 тысячу рублей. Железнодорожники Пензенского отделения построили три бронепоезда и три поезда-бани.

   В октябре 1942 г. Пензенская железная дорога была расформирована, а ее участки распределены между дорогами имени Куйбышева (с 1953 г. – Куйбышевская) и Юго-Восточной.

   Осенью 1946 г. на железных дорогах СССР были организованы 274 отделения. На дороге им. Куйбышева, наряду с другими, были организованы Пензенское и Рузаевское (Пичкиряево – Балашейка) отделения, а вскоре в них были избраны районные комитеты профсоюза – райпрофсожи.

   В 1967 г. в системе железных дорог страны развернулось соревнование за максимальное использование резервов. Райпрфсожи не только активно поддержали эту инициативу, но и взяли на себя организацию экономической учебы железнодорожников и школ передового опыта. Результат – тысячи кВт/часов сэкономленной электроэнергии, высвобождение десятков тысяч вагонов под дополнительные перевозки грузов. Всесоюзный резонанс вызвали успехи вагонного депо Рузаевка, что было засвидетельствовано Дипломом третьей степени и медалями Выставки достижений народного хозяйства страны. «За внедрение прогрессивной технологии, многогруппового осмотра и ремонта подвижного состава, механизацию производственных процессов и внедрение производственной культуры», – так отмечено в Дипломе.

   На 1970-е – середину 1980-х гг. пришелся бум строительства объектов социальной сферы Куйбышевской магистрали. Это период существенного расширения сети медучреждений, школ и дошкольных учреждений. На узловых и линейных станциях появились десятки рабочих столовых и магазинов.

   В Пензенском отделении были введены в эксплуатацию: поликлиника на 600 посещений на станции Пенза-I (1972), терапевтический корпус для железнодорожной больницы Пенза (1988), детская железная дорога (1985), значительное количество жилья в городах Пенза, Кузнецк, Моршанск. В 1984 году принял первых отдыхающих санаторий-профилакторий «Жемчужина» в Ахунах. Под патронажем Пензенского райпрофсожа функционируют пионерские лагеря «Восток-2″ на 700 детей (с 1936), «Чайка» на 450 детей (с 1984), лагерь труда и отдыха при совхозе «Победа» на 240 мест, сезонные лагеря дневного пребывания детей при железнодорожных школах, Дворце культуры железнодорожников им. Дзержинского, Детской железной дороге. В то время Пензенское отделение содержало 17 детских садов (12 в Пензе, три в Моршанске и по одному на станциях Чаадаевка и Кузнецк) и шесть школ (в Моршанске, Пачелме, Белинской, Чаадаевке, Пензе-III).

   На балансе Рузаевского отделения состояли 5 детских садов (3 в Рузаевке и по одному в Инзе и Саранске), а также 5 школ (в Рузаевке, Инза, Ковылкино, Налейка) и клуб им. Ухтомского.

   Сегодня дорожная социальная сфера в Пензенском регионе уже не та, что прежде. Здесь остался только один отраслевой клуб. Клуб на станции Кузнецк передан муниципалитету, прекратили существование клубы на станциях Елюзань, Моршанск, Вернадовка, Заметчино, Сюзюм, Асеевская. 16 из 17 детсадов в разное время были переданы в муниципальную собственность. Закрыты лагерь труда и отдыха при совхозе «Победа», детский лагерь «Восток-2″, детские и подростковые клубы «Гайдар», «Серебряные спицы», «Сурские клинки», часть библиотек. Оказался законсервированным санаторий-профилакторий «Жемчужина». Закрыты или переданы в муниципальную собственность стадионы «Локомотив» и физкультурно-оздоровительные центры на станциях Пенза и Моршанск. Аналогичные процессы состоялись и на Рузаевском направлении дороги.

   В 1980-85 гг. на обслуживании Райпрофсожа Пензенского отделения дороги находились 150 первичных организаций, в которых состояли более 25 тысяч членов профсоюза. Потенциал райпрофсожа Рузаевского отделения – 14,7 тысяч членов профсоюза, объединенных в 100 с лишним первичных профсоюзных организаций.

   Во второй половине 1980-х гг. в первичных профсоюзных организациях предприятий Пензенского и Рузаевского отделений дороги произошли структурные изменения – мелкие профсоюзные организации дистанций пути объединились и избрали освобожденных председателей профкомов.

   В 2001 г. в состав Пензенского отделения дороги было включено Рузаевское отделение. Логичное объединение Пензенского и Рузаевского райпрофсожей состоялось лишь в 2005 г. Накануне этого события Рузаевский райпрофсож объединял 37 первичных организаций, в которых состояло 10,8 тысяч членов профсоюза.

   В этом же году, в соответствии с новыми требованиями Устава РОСПРОФЖЕЛ и Постановлением пленума Дорожного комитета профсоюза № 7.2 от 19.05.2005, райпрофсожи были переименованы в Территориальные комитеты профсоюза на отделениях дороги.

   В октябре 2010 г. во исполнение Постановления IX Пленума ЦК РОСПРОФЖЕЛ «О территориальных организациях РОСПРОФЖЕЛ» и Постановления президиума комитета Дорпрофжел № 56.6 от 27.10.2010 г. территориальные организации РОСПРОФЖЕЛ, действующие в бывших отделениях дороги, были присоединены к Дорпрофжел.

   В ноябре 2010 г. Постановлением XII Пленума комитета Дорпрофжел на Куйбышевской дороге № 12.04 были образованы региональные филиалы Дорпрофжел – Пензенский, Самарский, Башкирский и Волго-Камский. Их функции – представлять и защищать интересы Дорпрофжел как юридического лица в регионах магистрали.

   16 июня 2011 г. II Пленум комитета Дорпрофжел на Куйбышевской дороге избрал заместителей председателя Дорпрофжел – руководителей филиалов. Постановлением № 02.02 руководство Пензенским филиалом возложено на Бачерикова Владимира Николаевича. В декабре 2015 г. Пленум комитета Дорпрофжел, избранного на XXXII отчетно-выборной конференции, продлил его полномочия.

Руководители Пензенского филиала Дорпрофжел

Бачериков Владимир Николаевич 2011 – нв

Председатели районных (территориальных) комитетов профсоюза
в отделениях дороги

Пенза

Каблов Владимир Петрович 2005 – 2010
Ковергин Юрий Александрович 1994 – 2005
Макаров Трофим Владимирович 1981 – 1994
Безруков Николай Иванович 1965 – 1981
Малофеев Петр Иванович 1962 – 1965
Колесников Григорий Миронович 1949 – 1962
Челышев 1944 – 1948
Алешин 1943 – 1944

Рузаевка

Смирнов Виктор Иванович 1994 – 2005
Бондюк Николай Николаевич
(28.06.1929-14.10.2018)
1973 – 1994
Тимарь Николай Денисович 1963 – 1973
Камышников Виктор Митрофанович 1955 – 1963
Клянчин Василий Ефимович 1946 – 1955

 

О нас >>

История >>

Заместитель председателя Дорпрофжел - руководитель филиала
Bacherikov
Бачериков
Владимир Николаевич

Родился 13 апреля 1955 года в г. Чусовой Пермского края. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (1977). Трудовую деятельность начал монтером пути в Пензенской дистанции пути Куйбышевской железной дороги. Затем работал бригадиром пути, помощником дорожного мастера, старшим инженером-технологом, главным инженером. В 2000-2007 гг. - начальник Пензенской дистанции пути; в 2007-2009 гг. - замначальника Пензенского отделения дороги по инфраструктуре; в 2009-2010 гг. – начальник отдела пути Пензенского отделения дороги.

В июне 2011 г. постановлением комитета Дорпрофжел на КбшЖД избран заместителем председателя Дорпрофжел. Распоряжением председателя Дорпрофжел назначен руководителем Пензенского филиала Дорпрофжел.

Награжден знаком МПС "Почетному железнодорожнику" (1993), Почетным знаком Куйбышевской железной дороги (2002), именными часами председателя РОСПРОФЖЕЛ (2015), знаком "За активную работу в профсоюзе" (2019), Лауреат премии РОСПРОФЖЕЛ (2022)